Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
 



Из Истории Мебели. Часть 5-ая

 
 
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм возник на волне интереса к античному искусству, и является последним из «королевских стилей» (во Франции самым большим заказчиком на, в частности, художественную мебель являлась всё ещё королевская семья). Во Франции такой стиль был назван стилем Людовика XVI, а просуществовал с конца XVIII по начало XIX века.
 
«Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. Однако позднее появляется тенденция к поверхностному, шаблонному подражанию античным образцам, уводящая от благородной простоты и строгости в сторону холодной рассудочности». Предметы интерьер и, в частности, мебель начинает приобретать простые чистые очертания, а декор — повторять линии формы предмета, т.е. нести конструктивную функцию.

«Важным фактором, содействовавшим победе более пуританского по духу классицизирующего стиля, было сильно ухудшившееся в конце царствования Людовика XV экономическое положение страны. Несмотря на то, что и этот, оперировавший относительно скромными формально-выразительными средствами стиль продолжал быть стилем придворно-аристократического искусства, в нем все же было уже и много буржуазных черт. Знаменательно, что именно буржуазия первой обратилась к античному наследству. Вытеснение пышности «королевских стилей» строгими античными формами было одним из признаков надвигающейся революции».

На нижеприведённых изображениях: французский классицизм: стул с круглой спинкой и цветочным орнаментом обивки, бюро с цилиндрической крышкой, подставка; английский классицизм стиля Адама: комод, стул с овальной спинкой, украшенной мотивом розетки, кресло с ножками в виде львиных лап и опорой локотников в виде грифонов; английский классицизм стиля Хеплуайт: кресло с ажурной спинкой в форме щита, кровать с балдахином, книжный шкаф и диван; английский классицизм стиля Шератон: кровать, убранная драпировкой, кресло и кушетка работы Шератона, ; российский классицизм: стул со спинкой, украшенной мотивом лиры, жардиньерка, консоль с зеркалом, столик, украшенный интарсией и маркетри;
 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
АМПИР
«Этот завершающий этап классицизма длился с 1799 до 1815 года, до реставрации Бурбонов, хотя в отдельных случаях — главным образом, в парадных дворцовых интерьерах — влияние ампира можно проследить вплоть до конца 1820-х годов».

«... Классицизм был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного изучения и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и первым проявлением эклектизма».

«Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от французского «empire», империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху».
«Со стилем ампир искусство снова становится более масштабным, монументальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит холодный пафос, творческая фантазия уступает место рассудочности. В стремлении новой элиты во всем подражать формам житейского быта древних римлян было много показного, театрального, не лишенного оттенка парвеню».

«Характерно, что правители и аристократическая верхушка европейских держав, для которых еще недавно образцом и примером служили французские «королевские стили», теперь с неменьшим рвением покровительствуют стилю, совершенно иному по духу. В отличие от предыдущих стилей ампир носил откровенно космополитический характер; присущая ему строгая регламентированность форм практически исключала возможность создания местных, национальных школ».

 
«Широкому распространению нового стиля в значительной мере способствовал изданный Персье и Фонтеном в 1801 году альбом с проектами мебели и интерьеров ...». «Эти проекты интересны, помимо прочего, тем, что в них широко использованы мотивы древнеегипетского прикладного искусства. Сборники с рисунками образцовых предметов мебели выпускали и другие крупные французские мастера. Мебельные формы в стиле ампир распространились по всей Европе. Особенно красивой и своеобразной была русская разновидность ампира».
«Никогда еще мебельные формы не были столь монументальными, статичными, телесными», как в эпоху Империи. Беспримерно и стилевое единство ампира, вытекавшее из строгого следования античным, главным образом древнеримским, образцам не только в мебели, но и в оформлении стен, в рисунке тканей для обивки, занавесок, постельных покрывал, — во всех элементах внутреннего убранства помещений. Однако и монументальность, и стилевое единство ампира носили явно программный, нормативный характер».
На нижеприведённых изображениях: французский ампир: кровать с резными фигурами орлов, стул линий античной Греции, стол с круглой столешницей на одной опоре, секретер; российский ампир: кресло линий античной Греции; австрийский ампир: Венское кресло, Вена, ок. 1820 года; 
  
 

 

 
 

 

 

 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обращаю внимание посетителей сайта на то, что любая информация, приведенная на всех страницах сайта, может быть использована каким-либо способом только с разрешения автора настоящего сайта.

Поиск

Календарь

«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


Архив материалов

Предметы интерьера

Сайты, рекомендуемые к просмотру

  • Международный Художественный Фонд
  • Государственный музей искусства народов Востока
  • Музей мебели
  • Государственный Музей А.С. Пушкина / Музей И.С. Тургенева
  • Кукольная Галерея Вахтановъ
     
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты