Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Из Истории Мебели. Часть 5-ая
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм возник на волне интереса к античному искусству, и является последним из «королевских стилей» (во Франции самым большим заказчиком на, в частности, художественную мебель являлась всё ещё королевская семья). Во Франции такой стиль был назван стилем Людовика XVI, а просуществовал с конца XVIII по начало XIX века.
«Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. Однако позднее появляется тенденция к поверхностному, шаблонному подражанию античным образцам, уводящая от благородной простоты и строгости в сторону холодной рассудочности». Предметы интерьер и, в частности, мебель начинает приобретать простые чистые очертания, а декор — повторять линии формы предмета, т.е. нести конструктивную функцию. |
«Важным фактором, содействовавшим победе более пуританского по духу классицизирующего стиля, было сильно ухудшившееся в конце царствования Людовика XV экономическое положение страны. Несмотря на то, что и этот, оперировавший относительно скромными формально-выразительными средствами стиль продолжал быть стилем придворно-аристократического искусства, в нем все же было уже и много буржуазных черт. Знаменательно, что именно буржуазия первой обратилась к античному наследству. Вытеснение пышности «королевских стилей» строгими античными формами было одним из признаков надвигающейся революции». |
На нижеприведённых изображениях: французский классицизм: стул с круглой спинкой и цветочным орнаментом обивки, бюро с цилиндрической крышкой, подставка; английский классицизм стиля Адама: комод, стул с овальной спинкой, украшенной мотивом розетки, кресло с ножками в виде львиных лап и опорой локотников в виде грифонов; английский классицизм стиля Хеплуайт: кресло с ажурной спинкой в форме щита, кровать с балдахином, книжный шкаф и диван; английский классицизм стиля Шератон: кровать, убранная драпировкой, кресло и кушетка работы Шератона, ; российский классицизм: стул со спинкой, украшенной мотивом лиры, жардиньерка, консоль с зеркалом, столик, украшенный интарсией и маркетри;
АМПИР
«Этот завершающий этап классицизма длился с 1799 до 1815 года, до реставрации Бурбонов, хотя в отдельных случаях — главным образом, в парадных дворцовых интерьерах — влияние ампира можно проследить вплоть до конца 1820-х годов». |
«... Классицизм был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного изучения и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и первым проявлением эклектизма». |
«Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от французского «empire», империя. Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, какие окружали некогда римских императоров. Стиль ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу сверху».
«Со стилем ампир искусство снова становится более масштабным, монументальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит холодный пафос, творческая фантазия уступает место рассудочности. В стремлении новой элиты во всем подражать формам житейского быта древних римлян было много показного, театрального, не лишенного оттенка парвеню». |
«Характерно, что правители и аристократическая верхушка европейских держав, для которых еще недавно образцом и примером служили французские «королевские стили», теперь с неменьшим рвением покровительствуют стилю, совершенно иному по духу. В отличие от предыдущих стилей ампир носил откровенно космополитический характер; присущая ему строгая регламентированность форм практически исключала возможность создания местных, национальных школ». |
«Широкому распространению нового стиля в значительной мере способствовал изданный Персье и Фонтеном в 1801 году альбом с проектами мебели и интерьеров ...». «Эти проекты интересны, помимо прочего, тем, что в них широко использованы мотивы древнеегипетского прикладного искусства. Сборники с рисунками образцовых предметов мебели выпускали и другие крупные французские мастера. Мебельные формы в стиле ампир распространились по всей Европе. Особенно красивой и своеобразной была русская разновидность ампира».
«Никогда еще мебельные формы не были столь монументальными, статичными, телесными», как в эпоху Империи. Беспримерно и стилевое единство ампира, вытекавшее из строгого следования античным, главным образом древнеримским, образцам не только в мебели, но и в оформлении стен, в рисунке тканей для обивки, занавесок, постельных покрывал, — во всех элементах внутреннего убранства помещений. Однако и монументальность, и стилевое единство ампира носили явно программный, нормативный характер». На нижеприведённых изображениях: французский ампир: кровать с резными фигурами орлов, стул линий античной Греции, стол с круглой столешницей на одной опоре, секретер; российский ампир: кресло линий античной Греции; австрийский ампир: Венское кресло, Вена, ок. 1820 года;
Обращаю внимание посетителей сайта на то, что любая информация, приведенная на всех страницах сайта, может быть использована каким-либо способом только с разрешения автора настоящего сайта.
|
Календарь |
« Июль 2025 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|