«Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художественных проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования, науки. Причины появления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в середине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремёсел, разрыв между смыслом и формой опредмечивания процессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных «вечных» принципов формообразования». |
«В целях повышения качества промышленной продукции в 1907 году при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов». |
«Центральной проблемой дизайна является создание культурного- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна — это наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин — философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др.». |
Термин «ЭРГОНОМИКА», который часто используют в связи с понятие «дизайн», был принят в Англии в 1949 году (складывается из двух греческих слов «ergon» — работа и «nomus» — закон), «когда группа учёных основала эргономическое исследовательское общество. Эргономика занимается изучением «психофизиологических и функциональных особенностей человека, дающим необходимые параметры для создания комфортной среды обитания человека». |
«Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат, прежде всего, человеческие представления о предметной среде и особенностях её восприятия. Внешние качества отдельного предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учёт закономерностей пространства, и понимание жизни предметов в пространстве». |
«Когда предлагают варианты эскизов, я беру тот, который мне рекомендую сами дизайнеры, а не тот, который нравится мне».
(О. Антонов, авиаконструктор) |
Дизайн как профессия обладает своим профессиональным языком, т.е. «системой научных принципов и проектных методов, обеспечивающих весь творческий процесс создания дизайнерского произведения», начиная с эскизного проекта и заканчивая рабочими чертежами и авторским надзором за воплощением задуманного в жизнь (т.е. за овеществлением своих мыслей и своей модели).
Центральное место среди средств выражения и развития замыслов дизайнера занимает графическое изображение (это и поисковый рисунок, наброски, эскизы). Оно также во многом помогает корректно воспринять заказчиком замысел, идею дизайнера (идет ли речь о дизайне помещения или разработки новой формы кроссовок, которые будут запущены этим заказчиком в производство). Обычно входит в состав эскизного дизайн-проекта, и сопровождается схемами, планами, чертежами. Иногда такая стадия проектирования, в случае сложного многокомпонентного объекта, может не ограничиваться только графическим отражением замысла. В такой ситуации может быть использовано макетирование (как в качестве поисковой модели, так и в качестве демонстрационной) или же компьютерное объёмное моделирование. Подобная графика будь то перспективной или аксонометрической должна передавать идею и важные нюансы, передавать цвет и качество материалов (в частности, фактурно-текстурные особенности), наличие и качество освещения и прочее, используя различные профессиональные техники (такая графика носит название демонстрационной). А сопровождающая документация должна подтверждать и / или уточнять параметры, отраженные в рисунке. То же самое касается компьютерного объёмного моделирования. |
Нередко такие зарисовки наброски, эскизы художника, архитектора, дизайнера, скульптора представляют собой отдельную художественную ценность, которая демонстрируется на выставках и музеях. Среди прочих можно вспомнить наброски отдельных персонажей картины «Явления Христа народу» А.А. Иванова, которые выставлены в Третьяковской галерее, наброски к картинам «Демон», «Пан» М. Врубеля, «архитектурные фантазии» Иохана Фишера и Джованни Пиранези, «эскизные модели будущей скульптуры» «Родина-Мать» В. Вутечича. |
Завершается проектная работа рабочим проектом, в котором приводятся расчёты, чертежи, схемы, планы (в более крупном масштабе, чем на стадии эскизного проекта), таблицы и графики, т.е. данные, на основании которых будет притворяться в жизнь идея.
Нередко возникает необходимость в присутствии дизайнера в процессе производства работ (при осуществлении проекта) для корректной идентификации сложных узлов чертежей и схем, правильного выбора материалов и цветов, внесения корректировок в рабочие чертежи. В конечном счете, такое присутствие необходимо, чтобы донести до заказчика, потребителя овеществлённую идею такой, какой она была задумана. |
Что же касается предпроектной работы, то для начала дизайнер должен услышать четко поставленное техническое задание, получить максимум сведений об объекте проектирования, и, в частности, о его функциональном назначении и связи с тем, для кого такой объект будет проектироваться. На основании этого определить необходимость модернизации объекта или его полное изменение (с заменой его конструктивных особенностей). Затем провести непосредственное обследование объекта с обязательными обмерами и видеофиксацией (например, в случае работы с помещениями); получить все возможные данные, включая статистические, для последующего их анализа (например, в случае создания или модернизации модели обуви). |
Что же касается целей дизайна? Совокупность множества определений, существовавших с начала XX века по сегодняшнее время дают основание вывести вполне гармоничное определение цели дизайна, а именно: основная цель дизайна заключается в «упорядочении вещного окружения человека». «На упорядочение, гармонизацию первозданного хаоса направлены все усилия культуры с самого момента её зарождения, в новой же реальности дизайн включён в этот созидательный процесс в качестве его составной части». |
Существует вполне традиционное представление о ЦЕЛИ ДИЗАЙНА, которое определяется как «единство пользы и красоты» или ещё одно христоматийное определение цели (по отношению к концепции жилища), данное архитектором Ле Корбюзье: «дом – машина для жилья». Но ведь понятия «польза» и «красота» не имеют абсолютнх значений ни для различных культур, ни для эпох, ни для людей и, следовательно по-разному выражаются «в предметности». И все ли согласны рассматривать свой дом только с точки зрения его функциональности? — Конечно, нет. Да и отношение к функциональности при рассмотрении одного и того же предмета разными людьми будет разлиным. |
«... Особенно острые, новаторские дизайнерские решения могут вносить в мир и определённый элемент нестабильности — но ведь и вся культура по отношению к порядку технологического развития выступала как «взрыв» относительно «постепенности» или как «бродильное начало» относительно «дистилированной жидкости»». ... Такое сочетание противоположных начал составляет соль культуры, «в нём основа её динамичности и жизнеспособности». |
«Цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации»
(Д. Локти) |
А так как дизайн следует рассматривать в контексте с культурой, а понятию культуры до сегодняшнего дня было дано «около полутысячи определений, то и слово дизайн не может по крайней мере пока иметь единственного. Мне представляется наиболее всеобъмлющим и отвечающим вышеобозначенной цели и взгяду на способы решения проблемы по отношению к современности следующее определение: «Дизайн — проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал и вносящая в реальность новые социокультурный смыслы». |
«Свою историю слово «ДИЗАЙН» берёт от итальянского «disegno» — понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее в XVI веке в Англии появилось понятие «design», которое ... переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор, а также проектировать и конструировать».
«Томас Мальдонадо, считавшей целью Ульмской школы содействие гуманистическому освоению технической цивилизации, утверждал: «Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир»». |
В сегодняшнем мире при колоссальном количестве информационных объектов, которыми мы себя окружили, мы основательно забыли о сути, и в частности о сути этих самых объектов и слов, которые мы используем для обозначения таких объектов. Как Вы уже догадались у предметного мира, который мы создаём, существует структура, она стала уже такой сложной, что для того, чтобы в ней разобраться, необходимо найти объединяющую структурную единицу, без определения такой уже не обойтись. :-) И такая единица была определена. Называется она «ВЕЩЬ». |
«Вспомним, как называется жанр изобразительного искусства, имеющий своей натурой вещи? «натюрморт», разумеется. А как переводится с французского слово «натюрморт»? «Мертвая натура или природа». Значит, вещи мертвы? Природа вещей — неживая? А как переводится этот жанр с английского? «Still life» — «тихая, или безгласная, жизнь». Так что же, вещи безгласны? Так ли это?» |
Итак, «вещью мы называем материальный объект любого размера и любой сложности, введёный человеком в свой обиход или изначально созданный им для своих нужд самого широкого спектра, но не относящийся к недвижимости и не являющийся её неотъемлемой частью. Вещь — структурная единица проектирования в дизайне, понимаемом как предметное творчество».
«Слово «вещь» заимствовано из старославянского языка. В старославянском «вешть» произошло от ... от той же основы, что и латинское «vox», означающее «слово», «голос». Таким образом, «вешть» оказывается однокоренным словом с «весть», «вещать», «вещий». А однокоренное — значит, родственное. Вот вам и «безгласность»! Кроме того, выражение «сделать хорошую вещь» обладает обладает ... многозначностью и может читаться как «создать нечто хорошее», «совершить хороший поступок»». «В древнерусском языке слово «вещь» исконно значило и «духовное дело», «поступок», «свершение», «слово»». «Разве «мёртвой натуре» такое под силу?! Видно, ко времени появления этого искусствоведческого термина уже было утрачено понимание исходного, глубинного ощущения вещи как информационно ёмкой и энергонесущей субстанции материального мира. Впрочем, русский язык вовсе обощёл эту проблему, заимствовав термин из французского».
«Но есть и встречное этому вполне очевидное свидетельство живости, отнюдь не безгластности вещи: при помощи определённых образом подобранных или специально созданных вещей можно ... выражать как сложные социокультурные смыслы, так и смыслы индивидуального, личного характера. И этим занималось всегда и теперь занимается всё предметное творчество — и ремесленное, и прикладное, и дизайнерское». |
«Чтобы увидеть мир как-то иначе, приходится делать над собой усилие, хотя на самом деле исходное, природное, интуитивное мировосприятие вовсе иного свойства. И то, древнейшее, неожиданно оказалось ближе к современным научным представлениям, чем эта предсказуемая механическая Вселенная». |
«Совершенствование предметного мира, привненсение в него гармонии и красоты, как бы различно оно не понималось, безусловно, служит усилению привязанности к миру вещей. Но чуткий к вечным ценностям «идеальный Дизайнер» - медиатор, посредник между материальным миром и миром духовным, он призван снимать эту оппозицию». |
«В общем случае можно сказать, что профессиональное мышление идеального Дизайнера помещается в условном треугольнике между образным мышлением художника, системным мышлением учёного и инновационным мышлением изобретателя». |